Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Весенние палы (выношу из комментариев)

В ЖЖ у rousseau обсуждался вопрос: действительно ли традиция весенних палов уходит вглубь веков или же это быстро распространившееся новшество? Вопрос интересный, поэтому перепощу и сюда результат своих экспресс-изысканий.

Если коротко:
Традиция ежегодных весенних палов на территории России существует точно более 250 лет, что подтверждается печатными свидетельствами (см. цитаты под катом).
Законы, ограничивающие травяные палы (не уточняется - ежегодные или нет), присутствуют и в Соборном Уложении 1649, и в законодательстве Российской империи.



* К.И.Максимович в "Очерке растительности восточной Азии", 1883, пишет о Приамурье:
"Пока тутъ не примется за борьбу цѣлое густое населеніе, не станетъ ежегoднo весною выжигать старую траву и валежникъ, косить свѣжую, распахивать большiя площади подъ поля, до тѣхъ поръ здѣсь будетъ невозможно ни скотоводство, ни всякое хозяйственное благоустройство"
- то есть он рассматривает этот обычай как нужный и полезный, требующий внедрения на новых землях.

* А вот что пишет автор книги "Наши сельския пожары" 1877 года:
Въ нѣкоторыхъ нашихъ сѣверныхъ и восточныхъ губерніяхъ есть обычай осенью и весною выжигать луга, пастбища и покосы для уничтоженія ветоши, т.е. прошлогодней ростительности, для того, чтобы она не задерживала выхода новой, также для удобренiя полей жечь дернъ кубыши и сучья. [...] Этотъ обычай пускать напольные часто бываетъ причиною опустошительныхъ пожаровъ, которые истребляютъ десятки и сотни тысячъ пудъ съна въ стогахъ, множество хлѣбныхъ скирдъ и весьма часто уничтожають цѣлыя селенія, не говоря уже объ истребленіи большаго количества полезныхъ степныхъ и полевыхъ птицъ.

*"Вестник естественных наук", 1854, № 25, примечание на стр.395:

Въ прежнее время, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ и теперь весною выжигаютъ жнивники и покосы, гдѣ старая трава, или по здѣшнему ветошь, слишкомъ густа и не позволяетъ пробиваться молодымъ всходам. При сухихъ веснахъ и это бывает причиною лѣсныхъ пожаровъ, не смотря на всѣ предосторожности.


*"Труды императорского вольного исторического общества", 1850, с.197-201

Въ "Вологодскихъ и Владимірскихъ вѣдомостяхъ" помѣщенъ "Земледѣльческiй и сельскохозяйственный календарь для простолюдинов", составленный изъ народныхъ преданій. Вотъ опытъ этого календаря: [...]
5 [мая] Ирины росадницы. Пересаживаютъ капусту съ разсады на гряды. Выжигаютъ въ поляхъ старую траву. "Худая трава изъ поля вонъ" (стр.200)

*Василий Зуев в 1780-х пишет о Херсонской губернии: "Нѣтъ здѣсь по видимому обычая выжигать травы и оставшейся на поляхъ соломы подъ новыя пашни" — что свидетельствует о том, что сам он с этим обычаем как раз знаком.


*О традиции жечь весной траву пишет несколько раз и Паллас в своем "Путешествии по разным местам Российского государства" — в основном применительно к степным районам. Например: "От Самары верстъ за 20 находится уже вездѣ высокая степь съ черноземомъ, на которомъ ростетъ трава почти съ человѣка вышиною, и весною должно оную сожигать" (апрель 1769).



В нижеследующих примерах не говорится о ежегодном весеннем пале, но сама традиция выжигать траву зафиксирована:

* В условиях, на которых в 1860-м выдавались участки в Сокольниках под постройку дач, отдельно указано "возбраняется выжигать траву". (Городские поселения в Российской Империи, Том шестой, 1864)

* Свод законов Российской империи, Свод Уставов, часть 4, 1842 г., Устав Лесной, ст.644, 9 авг. 1800 г.
"Государственный крестьянинъ намѣревающийся выжигать травы, жнитвы или коренья на полосѣ, разстояніемъ отъ казенной лѣсной дачи въ полверстѣ и менѣе, долженъ предварительно о томъ извѣстить пожарнаго старосту, который наблюдает, чтобы вокругъ того мѣста обведенъ былъ ровъ, или чтобъ трава была окошена и земля вспахана, или же, чтобъ вьдранъ былъ дернъ и обороченъ корнемъ вверхъ не менѣе какъ на двѣ сажени ширины."
(См. также стт. 645-649, 1579)

* "224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чюжие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати". — Соборное уложение, 1649.

PS Спасибо гугл-букс за поисковую систему и обширную библиотеку.
Tags: история
Subscribe

  • Торнадо над типографией

    "Как же не удив­лять­ся чело­ве­ку, убедив­ше­му себя в том, что суще­ст­ву­ют какие-то плот­ные и неде­ли­мые тела, кото­рые носят­ся [в…

  • Мыслящие звезды

    И снова "О природе богов". Не могу удержаться, чтобы не привести здесь одно из доказательств существования богов, которое приводит во второй книге…

  • Оригинальное доказательство

    -Почему в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? - Сам сказал! PS "Я не одоб­ряю того, что извест­но о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments