Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Category:

Мана

А не кажется ли вам что многие околорелигиозные суеверия оказываются внутренне довольно логичными, если предположить, что их носители осознанно или неосознанно верят в то, что существует, скажем так, "материальный носитель благодати" (для краткости - "мана")?


"Носителем благодати" "мана" является в том смысле, что если есть "мана" - будет все хорошее. [*]Не уверен, нужно ли требовать обратное: что все хорошее вызывается наличием "маны".. (Причем "хорошее" можно трактовать очень широко, от материальных благ и личных желаний до высших духовных ценностей. Главное, чтобы субъект считал это что-то "хорошим")

Когда я говорю, что этот носитель "материальный" я имею в виду следующее:

- во-первых, он отчуждаем: "мана" не привязана к личности обладателя, ее можно получить из внешнего источника или из других рук, а можно передать другому. (И этим "мана" отличается от какого-нибудь "благоволения божьего": если бог к тебе благосклонен, ты не можешь одолжить эту благосклонность другому. А "ману" можешь)

- во-вторых, он локализован в пространстве, привязан к обладателю. Чтобы "мана" передалась от одного обладателя к другому, обладатели должны физически соприкоснуться или хотя бы сблизиться.

- в-третьих, для него есть некий аналог закона сохранения: "мана" не возникает просто так сама по себе; ее можно потерять при неправильном хранении, она, не исключено, может израсходоваться, но почерпнуть новую ману можно только из какого-то источника или совершив работу. В конечном счете все источники восходят к некоторому внешнему "манохранилищу", из которого "мана" поступает в наш мир.

- в-четвертых, он безличен: "мана" не выбирает себе обладателя, как тепло не выбирает, течь к менее нагретому объекту или нет, или как грязь не выбирает, испачкать ли к ней прикоснувшегося. Неважно, какой ты, важно, какой градиент "маны" возле тебя и насколько тесно ты с ней контактируешь. Если и существовуют правила обращения с "маной", при нарушении которых она "портится", их достаточно соблюдать формально.


В общем, этакая духовная валюта, с тем выгодным отличием от нашей земной, что на нее можно приобрести блага не только в этом мире, но и в том.


В этой парадигме становятся объяснимы - и совершенно логичны - многие непонятные для меня околорелигиозные традиции [*](непонятные в том смысле, что я никак не могу их логически вывести из отношений бога и людей как личностей). Например: почитание священных реликвий и мест и паломничество к ним [*](Они - источники "маны", каналы, по которым проистекающая от Бога "мана" льется в наш мир. Получить же эту "ману" можно только приблизившись к источнику.); концепция "намоленного места" [*] (Если допустить, что молитва сама по себе является слабым, но источником "маны", то при постоянном контакте с "маной" место насыщается ею, и, когда концентрация превышает некий уровень, сама становится источником "маны"); освящение всего чего ни попадя [*](Нанесение "маны" непосредственно на предмет, чтобы он хорошо функционировал); слышанная как-то мною фраза "Мой ребенок не может драться, он к причастию ходит" [*](Таинство - один из источников "маны"; причастившись, ребенок наполнился "маной" и теперь может делать только хорошее, к плохим поступкам он не способен - "а вы на него наговариваете". Похожим образом можно объяснить и легенду о разбойнике (никак не могу отыскать, где ж я ее читал) который с дурными целями переоделся духовным лицом и тут же чудесным образом исправился); "лекарства" на основе святой воды, просфор, икон, мощей и т.п. [*](фактически - таблетки с "маной"); почитание фальшивых реликвий [*](Реликвия ценна не как исторический артефакт ("Ах, этого гвоздя касались руки святого!"), а как источник "маны" ("Этого гвоздя касались руки святого, и теперь из-за этого из него течет "мана" святого"). Фальшивая реликвия, будучи "намоленна" сама становится источником "маны" и, значит, прагматически от истинной ничем не отличается); покупка благодати [*]("маны" же) и так далее.

PS Даже интересно: а как объясняют их сами практикующие? Как-то по-другому - или таки с помощью "маны", только она у них выступает под другим названием?

PPS А в некоторых случаях создается ощущение, что человек верит еще и в "антиману", "скверну", которая обладает почти теми же свойствами, только приурочена не к "хорошему", а к "плохому".
Tags: веры, философия
Subscribe

  • Утащено у Шакко

    Не смог удержаться, утащил у shakko.ru картину с подписью. Домингуш де Секейра. "Она следующая кататься, мы с вечера занимали".…

  • Поиграем в хокку?

    Город Тамура. Ах, беспокойная я! Дайте мне покой *** Сакура в поле Кудрявая стояла. Пойду сломаю. *** Зачем вы, гейши, Бисёненов любите…

  • Анекдоты с бородой-3

    Анекдот про черепаху, которую послали за выпивкой ( Решили звери выпить, послали за бутылкой черепаху. Час ждут, другой ждут - черепахи нет. "Ну где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment