Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Category:

Чукча-читатель

Решил получше познакомиться с немецкой литературой. Ну и с самим языком заодно. Благо, на читалке была предзакачана пара десятков немецких книжек.

Выбирал я в первую очередь исходя из объема; попались мне "Песочный человек" Гофмана и "Сын гаучо" Франца Треллера.


Некоторые вещи Гофмана я уже читал. В детстве - "Щелкунчика", года три назад - "Крошку Цахеса", пробовал начать "Житейские воззрения кота Мура" - не пошло. Вот, а теперь ознакомился с "Песочным человеком"

Вещь весьма своеобразная. Это одновременно и ужастик, и сатира, и "романтика", причем все это перемешано не очень искусно, сюжет так и громыхает и подскакивает на стыках. Выглядит это примерно так:[Спойлер на спойлере и спойлером погоняет]

Начинается все как психологический триллер. В одном немецком университете учится юноша с детской травмой. В детстве он очень боялся Бабая Тонтон-макута Песочного Человека, который подкрадывается к детям, усыпляет их своим волшебным песком, сует в мешок и уносит в свое гнездо на луну, где разрывает их своим совиным Schnabel'ем шнобелем клювом и съедает. Он верил, что каждый вечер Песочный Человек приходит к ним домой и только чудом до сих пор никого не съел. Родители, естественно, объясняли ему, что никакого Песочного Человека нет, но он им не верил - очевидно же, это они оберегают его от страшной правды. Как-то раз он решился выследить чудовище - и выследил! Чудовище и правда приходило к ним в дом - но было не бабаем, а соседом-адвокатом, личностью неприятной, но будто бы безвредной, но главное - большим фанатом алхимии, алфизики и алмеханики. Вместе с отцом главного героя они проводили ужасающие опыты - настолько ужасающие, что у прокравшегося в лабораторию главного героя случился тяжелый нервный припадок, от которого он так никогда и не оправился. Болезнь сына на время образумила отца, но не надолго: вскоре он вернулся к опытам и успешно взорвался во время одного из них. Виноват в этом был, естественно, сосед-Песочный Человек.

Обо всем этом главный герой рассказывает в письме своему другу, брату своей невесты. "Недавно, - добавляет он в постскриптуме, - я снова видел Песочного Человека. Он бросил адвокатскую деятельность и торгует измерительными приборами в разнос. Заходил ко мне, я спустил его с лестнице. Только сестре не говори, и так она меня психом считает".
После чего он заклеивает письмо, рассеянно пишет на нем имя невесты и отправляет.
Невеста реагирует быстро: "Да ты и правда псих, - пишет она, - это все твое безудержное воображение; ведь на самом деле давно не ново, что никакого бабая нет. А ты бедного дядьку с лестницы спустил! А ну быстро собрался и начал мыслить здраво!"
После подобной отповеди ГГ начинает раскаиваться в своем выборе спутницы жизни, а Гофман пишет два-три предложения по полстраницы каждое, в которых объясняет читателю, какая тонко чувствующая личность эта невеста, сколь она романтична, сколь совершенна и как превозносит ее стар и млад. А то ведь читатель может и не заметить.

Здесь психологический триллер внезапно кончается и начинается научно-фантастическая сатира. Герой тоскует в состоянии ах-меня-никто-не-понимает-как-жесток-этот-мир-к-нам-глубокодуховным-и-тонкочувствующим - и вдруг замечает (не без помощи подозрительного торговца измерительными приборами), что в доме напротив живет очаровательная барышня. Как она прекрасна, как молчалива и непостижима! "Профессор, что за фрейляйн живет в вашем доме?" - "Как, вы не знакомы с моей дочерью? Пойдите, познакомьтесь".
Герой знакомится и немедленно влюбляется. Его друзья пытаются образумить его: "Ты что, не замечаешь, что эта красавица - умственно отсталая?" - "Никакая она не умственно отсталая! Просто она, такая же глубокая и тонкочувствующая личность, как я. Да, она говорит мало, а если и говорит, то только "О!" - но зато как смотрит, как слушает! Нам не нужны слова, у нас общаются непосредственно души! И вообще, она меня понимает без слов - в отличие от некоторых".
Время течет, чувство усиливается, герой изливает красавице душу (на что красавица отвечает своим обычным вежливым "О!"), герой готов сделать предложение - но его злой гений, Песочный Человек, вновь наносит удар. В самый ответственный момент он в облике торговца измерительными приборами заявляется к "отцу" девушки и устраивает скандал - мол, часть деталей в этом роботе мои, и я хочу получить их назад. Девушку начинают разбирать на запчасти на глазах у изумленного жениха (он, естественно, получает новую душевную травму), спор, драка... Главный герой в обмороке, профессор в обиде, Бабай в бегах, а по городу идет новое поветрие.
"Неожиданно в городе стали непопулярны молчаливые девушки, благоговейно внимающие своему кавалеру. Все вдруг стали подозревать, что перед ними робот. Теперь общественное мнение требовало, чтобы девушка во время разговора отвлекалась на любимую собачку, на чашечку чая, встревала со своим мнением, чтобы она могла споткнуться на ходу, сфальшивить за фортепьяно - в общем, чтобы доказала, что она живой человек".

Дело близится к концу. Герой приходит в себя, отрекается от былых ошибок, возвращается к первой невесте, удачно получает богатое наследство... Казалось бы, хеппи-энд. Но Гофману неймется. Ни с того ни с сего он переключает повесть в режим "ужасы про маньяков". Накануне свадьбы герой с невестой гуляет по городу, осматривая достопримечательности, они поднимаются на смотровую башню; на башне героя вдруг переклинивает - детская травма, все-такое, он кричит невесте "Поганая кукла!" и пытается перекинуть через парапет. Подоспевает брат невесты, невеста спасена, через парапет летит жених.
"Невеста поплакала-поплакала, но оклемалась, вышла замуж за хорошего человека и жила долго и счастливо", - подытоживает Гофман.
Читатель пытается понять, что это было.


Как две отдельных истории [Спойлер] - про невесту-робота и про маньяка с детской травмой - смотрелось бы лучше. Сатирическая часть мне весьма понравилась, тонкочувствующий непонятый романтик получился смешной и почти трогательный. И научно-фантастическая развязка очень к месту. Но зачем к этому пристрочен белыми нитками триллер - непонятно. Вышло в итоге что-то странное, вроде бутерброда с вареньем и горчицей одновременно.


PS Забавно, что сам Гофман, похоже, был как раз таким "тонкочувствующим непонятым романтиком", ценителем естественного, а не искуственного, поклонником таинственной и загадочной природы, а не грубой механистической науки (посмотрите, как нарочито комично у него выписаны ученые в "Крошке Цахесе").


PPS И в заключение - песенка про Песочного человека. Этот, правда, американской разновидности.
Как и немецкий собрат, он усыпляет людей волшебным песком (знаете, как бывает - глаза щиплет, веки тяжелеют, начинаешь моргать, клевать носом... Это значит, Песочный человек тебе в глаза песка насыпал), но никого не ест, а наоборот, посылает людям сны. Как Морфей или Оле Лукойе.

Tags: книги
Subscribe

  • Дыбр

    Сегодня, поездом Москва-Лабытнанги, отбываю в поход по Ямало-Ненецкому автономному округу. Вернусь 10 августа утром. А пока - сушу сухари :)

  • От Архыза до Домбая. Вне очереди.

    Копался я в бумагах и нашел некий культурный артефакт. В связи с чем - внеочередой пост о кавказском походе От Архыза до Домбая. Ретроспектива…

  • От Архыза до Домбая-5

    Не прошло и года... От Архыза до Домбая. Ретроспектива похода с отдельно взятой колокольни. Серия 5. Верные слова - Как бы реку ни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments