Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Category:

Императорские досуги. Часть 1.1

Ну и раз затронули эту тему, выложу кусочек перевода. Оригинал можно посмотреть тут (Это не то, чем я пользовался - я брал вариант, опубликованный Лейбницем в Scriptores_rerum_Brunsvicensium - но расхождения между ними невелики). Перевод не дословный, в некоторых местах я добавил пару слов для связности текста, где-то, наоборот, вводное слово выкинул, но в целом, должно быть близко к тексту. Заранее извиняюсь за кривоты - латынь и переводы для меня относительно внове.

Краткая информация о книге и авторе: Гервасий из Тильбери - английский книжник XII-XIII вв. при дворе императора Священной Римской Империи Оттона IV. Для этого самого Оттона он написал книгу "Императорские досуги", в которой в популярной форме изложил основные достижения тогдашней науки вперемежку с любопытными и необыкновенными историями.




Часть 1. О происхождении мира и его сотворении, и о том, сколькими способами понимается слово “мир”. (Первая половина) [0]

[Здесь и далее число в квадратных скобках означает сноску. Комментарии внизу;)]


Поскольку у всякой вещи начало – ее главнейшая часть, я полагаю последовательно коснуться этой материи в прологе своего мироописания. Сперва я помещу краткую выдержку «О сотворении, расположении и обустройстве мира» как предисловие к дальнейшему изложению, выдержанную таким образом, чтобы рассматриваемый предмет был лучше понятен неосведомленным, но и не вызвал скуки у знающих.

Право же, императорскому величеству, пекущемуся о делах веры, пристойно изучить, что, как католическое, должно одобряться, укрепляться и насаждаться и что, как еретическое, осуждаться, караться и выкорчевываться.


Свое начало мир ведет от божественного творения и устроения. Об этом свидетельствует Моисей, когда говорит: «В начале состворил Бог небо и т.д.» Сперва Бог предвиденьем своим распланировал то, что будет создано, потом созданное упорядочил и из собранной еще воедино материи выделил. Сотворил все это Отец, в мудрости своей, которая есть Сын, посредством Святого Духа. Будучи каждым из них в единстве, Бог созданное разместил и размещенное украсил и обустроил.

Это, говорю я, сделал тот, кто изрек - и сделалось, повелел - и сотворилось, в Сыне и с Сыном, который сам свидетельствовует, что он есть начало, когда говорит: «Я есьмь Альфа и Омега. [2] Я Начало, как и говорю вам».[3] Таким образом, Сын - начало времени и начало сотворению мира.

И если правда, как говорит Боэций, что когда-то не было времени, то время и мир, созданный в начале времени, суть ровесники. И значит, тогда как один Бог вечен, мир постоянен – он существует всегда на протяжении времени. И ангелы так же постоянны, будучи лишь во времени вечными. Начало же, таким образом, существует без Начала.

Итак, с началом, изначально, в начале времен сотворил Он небо и землю, которые и составляют мир.

Теперь последовательно перечислим что называют миром: небеса эмпирейные, мир первоначальный, мир осязаемый, одна только область подлунная, человек и, наконец, обновление вещей по породе их[4]

Эмпирей я назвал бы небом подлинным из-за его чистоты. Название его идет от греческого «πυρ», что значит «огонь». Он будто бы выступает над небом огненным, или звездным.
Он был весьма быстро сделан, мгновенно установлен и украшен, святыми ангелами наполнен.

Над ним, полагаю, находится небо Троицы, где Троица одна пребывает не локально, но неограниченно, неизъяснимо, в недостиджимой славе. О нем сказал поэт: «Брось узнавать тайны Божьи и чем является небо»[5]. О нем же говорил Люцифер, будучи в Эмпирее: «Поднимусь на небо и буду подобен всевышнему». [Дело в том, что] глядя на множественность Троицы в лицах и равенство в божественности, он представлял возможным таким же образом добавить [к ней] четвертое лицо, и заранее вообразил себе своей славы превосходство.

Чуть ниже под этим небом находится небо над-Эмпирейное, в котором, говорят, пребывает Христос-человек, и там же Преславная Дева, в соответствии с церковным: "возвышена святая Богородица над сонмом ангельским в царства небесные, где с Христом правит вечность" [6]. Именно отсюда во время вознесения Господня ученикам, смотрящим в небо, явились два мужа, которые были ангелы в облике человеческом, встали рядом с ними и сказали: «Мужи Галилейские, что стоите, глядя в небо, будто в забытьи? Это Христос, которого забрали от вас на небо, так же он придет, как видите вы его возносящегося на небо.[7] Так, облаками несомым, увидите его в воздухе перед судом грядущим» Для этого как раз и явились ангелы: показать, как на самом деле Господь на небо возносится - разумеется, в область, расположенную над областью ангелов. Не так было с Илией, который, подхваченный колесницей огненной, вознесся к подлунной области, и не превзошел ее, а перенесен был в рай земной, который настолько велик, что достигает области подлунной.


Под Эмпиреем находится небо звездное или эфирное, которое Моисей называет твердью, когда говорит о трудах дня второго: "создал Бог твердь меж вод", то есть некую внешнюю поверхность мира, из воды замороженной, вроде льда (хрусталя)[8] ; затвердевшую, прозрачную, содержащую внутри себя осязаемый мир. В эту твердь вделаны звезды. Она не только из-за своей твердости твердью называется, но и потому что границей является водам, что над ним суть, твердой и непреодолимой. Откуда в псалме: "Ты, простерший небо как шатер, ты, который покрываешь водой верхи его".[9] И далее: "и воды, что над небом суть, славят имя Господа." За его сводчатость греки называют небо ὐρανόν, что означает «нёбо». Говорится также о небе καθ’ ἥλιον (вокруг солнца), т.к. солнце к нему самому приложенное его само освещает.
Также этот свод Философ[10] верхним пределом огня предположил. Когда огню нет, куда подниматься, он начинает вертеться, как в печи. Об этом огне сказал Овидий:

Сила огня вознеслась, невесомая, к сводам небесным,
Место себе обретя на самом верху мирозданья, (Ovid.Met.I-26,27, Пер. С.В.Шервинского)


"На самом верху» говорит он по той причине, что знание о небе эмпирейном к философам еще не пришло.

[Продолжение предполагается]

Комментарии:
[0] Как я понял из комментариев к немецкому переводу (немецкого я не знаю, но гугл-переводчик - не совсем бесполезная вещь, общий смысл понять можно), здесь он в основном пересказывает более раннего писателя-"популяризатора" Петра Едока (Коместора)
[1] Бытие 1:1
[2] Откровение 1:8
[3] Иоанн 8:25. «[Азъ] начáтокъ, я́ко и глагóлю вáмъ». В синодальном переводе
«от начала Сущий, как и говорю вам».
[4] Как я понял из дальнейшего, имеется в виду воссозданный после Конца Света мир.
[5] Имеется в виду двустишие Катона: Disticha Catonis, Liber 2, vers.2

Mitte archana dei caelumque inquirere quid sit;
Cum sis mortalis, quae sunt mortalia cura.

Есть ли боги в выси, царят ли над небом,— не думай!
Смертный ты человек, и о смертных заботься предметах.

(перевод Гаспарова)

Любопытно, что в другой копии "Императорских досугов" переписчик приписывает эти строки одному из Пап (Иннокентию, ЕЯПП)

[6] Песнопение, часть католического богослужения. Можно послушать вот здесь. Есть ли это песнопение в русскоязычной традиции - бог весть.

[7] Деяния Апостолов, 1:11 "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо."

[8]Гервасий использует греческое слово chrystallus, чье первое значение - лед, а второе, производное - горный хрусталь.

[9] Псалом 103, "простираѧй небо, ѧко кожу. Покрываѧй водами превыспреннѧѧ своѧ"
См. еще этот пост

[10] Овидий
Tags: otia imperialia, ангелы на иголке, переводы
Subscribe

  • Евангелие от Фомы

    118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной,…

  • Немцы и германцы в Первую мировую

    В чужом журнале один незнакомец (судя по другим его утверждениям - не очень компетентный) заявил, будто в XIX веке слово "немцы" было простонародным,…

  • Торнадо над типографией

    "Как же не удив­лять­ся чело­ве­ку, убедив­ше­му себя в том, что суще­ст­ву­ют какие-то плот­ные и неде­ли­мые тела, кото­рые носят­ся [в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments