Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Category:

О пользе бунтов

(окончание предыдущего поста)

И снова Василий Иванович Семевский. "Русская Мысль", № 10 за 1882 год, с. 110-159.

"Целый ряд волнения крестьян духовного ведомства и множество подаваемых ими жалоб убедили, наконец, правительство в необходимости изменить радикально их положение. В 1757 году императрица Елизавета, присутствуя в конференции, [...] велела обложить все [монастырские] деревни помещичьими окладами [т.е. фиксированным оброком]; из собираемых таким образом денег употреблять на содержание монастыря не более того, сколько положено по штатам, а остальное хранить и не использовать без письменного указа государыни. [...]

Однако это желание императрицы Елизаветы [...] не привело ни к чему. [...] Конференции сената с синодом состоялись только в 1760 году [и также не привели ни к чему].

В январе 1762 года император Петр III велел сенату вновь иметь конференцию с синодом о монастырских крестьянах [из-за многочисленных крестьянских волнений, в том числе и Саввино-Сторожевского]. 21 марта велено было учредить в Москве, под ведомством сената, коллегию экономии [для надзора за монастырской и т.п. собственностью], а в Петербурге - ее контору; с крестьян духовного ведомства сверх семигривенного подушного оклада собирать рублевый оброк, а на содержание монастырей отпускать деньги, определенные по штату 1724 года; землю, которую крестьяне пахали на своих владельцев, отдать крестьянам. [выделение Семевского] Указ этот возбудил страшное недовольство в духовенстве. [...] Екатерина II, как искусный дипломат, не могла не считаться по вступлении своем на престол с этим неудовольствием духовенства, которое могло быть для нее опасным; но в то же время опасно было вызвать и сильное народное волнение отменою указа, избавлявшего крестьян духовных вотчин от прежних притеснений. [...] 12 августа был издан указ о возвращении имений синодальных, архиерейских, монастырских и церковных по-прежнему в управление духовных властей и об уничтожении коллегии экономии. [...] Теперь духовные власти могли заставить их опять нести барщину, размеры которой вовсе не были определены законом.
[...]


Из нашего очерка положения крестьян в духовных имениях до 1762 года и после их возвращения в руки духовенства видно, что этот распоряжение должно было вызвать в них сильное неудовольствие. Некоторые из них старались подавать челобитные императрице; но за подачу жалобы самой императрице они подвергались наказанию плетьми (так, в январе 1763 года сенат между прочим велел наказать за это 77 крестьян Чернского уезда, вотчины Новодевичьего монастыря) [...] Уже 12 декабря 1762 года, в присутствии императрицы в сенати читалось донесение, что монастырские крестьяне в числе 8539 душ не дали подписок о послушании монастырским властям. Но это была только ничтожная часть всех волнующихся. Сопротивление обнаружилось в 1762 и 1763 годах среди архиерейских, монастырских и церковных крестьян в [...] нынешних Моковской, Владимирской. Тульской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Симбирской, Вятской и Пермской [губерниях]. Императрица Екатерина в письме к Вольтеру 1765 года говорит, что при ее восшествии на престол было более 100 000 крестьян духовного ведомства. взявшихся за оружие потому, что они часто терпели тираническое притеснение. [...] Нужно заметить, что "возмущение" это в большинстве случаев отличалось довольно мирных характером. Крестьяне действительно отказывались работать на своих прежних властей, убирали в свою пользу хлеб и скашивали сено с лугов и полей, которые обрабатывались ими на потребу разных архиереев, монахов и священников, вылавливали рыбу в их прудах, иногда вырубали рощи, но лишь в исключительных случаях вымещали свое неудовольствие на духовных лицах или их приказчиках за их всевозможные злоупотребления. Действия духовных крестьян отличались гораздо более мирным характером, чем волнение горнозаводских крестьян на Урале в то же самое время

[Как уже отмечено] возвращение имений в руки духовенства вызвало в течении двух лет целый ряд волнений. Это дало правительству прекрасный повод, чтобы покончить с вопросом о секуляризации духовных имений, тем более, что к 1764 году все необходимые приготовления (описание вотчин и пр.) [начатые вскоре после восшествия Екатерины на престол] были уже окончены.

26 февраля 1764 года был издан знаменитый указ о секуляризации духовных имений [выделение мое - Chyyr] Все вотчины синодальных архиерейских домов. монастырей и церквей в Великороссии и Сибири, в которых тогда было не 910 866 душ, как сказано в указе, а 991 761 душа муж.пола, были окончательно переданы в непосредственное ведение [восстановленной] коллегии экономии. Вместо всех прежних работ и оброков, как деньгами так и хлебов, велено было собирать с крестьян по полтора рубля с души сверх семигривенного подушного оклада. Хотя таким образом находившимся уже ранее на оброке приходилось платить в полтора раза более, но за то все освободились от произвола и пртиеснения разных духовных властей, а множество вотчин и от тяготевшей на них барщины.
[...] относительно количества земли, переданной в их владение, положение экономических крестьян было несравненно благоприятнее того, в каком очутились на наших глазах бывшие крепостные крестьяне. [...] Им было велено передать почти все земли, которые они прежде пахали на своих владельцев."
Tags: история, родня
Subscribe

  • Иван IV, за свою жестокость прозванный Васильевичем.

    Iwan IV surnommé BASILOWITZ & connu dans nos Histoires sous le nom du Tyran Jean Basilide. Иван IV, прозванный Васильевичем, и известный в нашей…

  • Опять Плиний и алюминий

    Несколько лет назад у меня был пост про якобы упоминавшийся у Плиния алюминий. А сегодня я наткнулся на более обстоятельную статью на ту же тему.…

  • Мокканы

    Сегодня я узнал о японском аналоге берестяных грамот - деревянных дощечках- мокканах. Были в ходу в конце I тысячелетия нашей эры, использовались в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment