Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Categories:

О тщетности бунтов

Часть предков моих по материнской линии были монастырскими крестьянами.

Принадлежали они Саввину-Сторожевскому монастырю, что под Звенигородом. И, надо сказать, были не очень довольны этим фактом.

Как пишет историк XIX века В.Семевский в заметке "Крестьяне духовных вотчин во второй половине XVIII века" (журнал "Русская мысль",1882, №9 с. 208-245)
"
Крестьяне Саввина-Сторожевского монастыря платили рублевый оброк; архиманлрит требовал еще некоторых работ и денежных сборов, но крестьяне считали это незаконным. [...] жаловались, что архимандрит, заставив их ломать камни зимой, бесчеловечно бьет их палками, чтобы принудить к работе. [...] с одной деревни, в которой было всего 90 душ, архимандрит беззаконно сдал в рекруты 3-х человек, взяв с тех крестьян, на ком была очередь, по 150-200 рублей. В другой раз за подобную же неправильную замену одного рекрута другим он получил взятку - "три мешка с деньгами".[...]

Архимандрит этого монастыря, Иоанникий Павлуцкий, был членом московской синодальной конторы, т.е. того самого учреждения, в которое крестьянам приходилось жаловаться на злоупотребления своих властей; понятно, что эти власти действовали особенно бесцеремонно и что крестьяне не могли добиться правды. Летом они всею вотчиной собрались на сходку, выбрали из своей среды челобитчиков и снабдили их деньгами на хлопоты с тем, чтоб они отправились не в Мокву, где жаловаться было бесполезно, а в Петербург. Любопытно, что к челобитчикам-крестьянам присоединились два монаха Саввина-Сторожевского монастыря, обвинявшие архимандрита в растрате монастырских денег и в том, что он обдирает ризы с образов. (Впоследствии архимандриту удалось обвинить их в том, что они подстрекали крестьян к бунту, и им пришлось дорого поплатиться за свой протест)" Челобитчики тронулись в путь, но на дороге приказный Тихонов, ненавистный крестьянам своими злоупотреблениями, бросился на них с 15 солдатами и конюхами, избил их, отнял письменное свидетельство о мирском выборе, челобитную в синод, 500 р., данных на расходы, и повез их вместе с монахами в Саввин-Сторожевский монастырь. Однако на пути он наткнулся на толпу крестьян, шедших в монастырь, которые и отбили челобитчиков, но сам Тихонов успел ускакать с письменными документами и деньгами. Между тем как челобитчики и монахи путешествовали в Петербург. не имея уже в руках документов, доказывающих, что они идут по поручению мира, архимандрит послал в синод донесение, что они бежали, и потому, как только они подали жалобу, их арестовали и отправили в Москву в синодальную контору. Все челобитчики, не считая монахов, были наказаны плетьми и оба последние быле кроме того посланы в заключение, закованные в кандалы, один в Симонов, другой в Донской монастырь. (Если верить крестьянам, архимандрит донес сенату, что монахи для следствия не разысканы. Это весьма правдоподобно, так как сплошь и рядом на распросы сената духовные власти отвечали, что дело прекащено вследствие исчезновения крестьян-челобитчиков.) Главный же крестьянский челобитчик содержался на цепи и в оковах при канцелярии экономического правления. Крестьяне выбирали и других поверенных, но всякий раз архимандрит и служители Новоспасского монастыря захватывали их Москве и сажали в тюрьму, вследствие чего они не могли подать нового прошения в контору сената и учрежденную коммиссию о монастырских крестьянах. В 1761 году двое арестованных челобитчиков были посажены в Москве в тюрьму, где, по словам крестьян, один из них умер отголода; но чрез несколько месяцев крестьянским поверенным удалочь наконец подать челобитную в сенатскую контору.
[...]
Что Павлуцкий и его подчиненные не отступали ни перед какими средствами, когда нужно было поставить на своем, видно из следующих событий в вотчинах Саввина-Сторожевского монастыря.

Летом 1760 года он подал в контору синода донесение, что монастырские крестьяне не только "пришли в крайнее ослушание и учинились во всем противны", но что 24 июня, после обедни, они даже умышленно собрались толпою человек в 300 и , придя к воротам монастыря, просили сторожей, чтоб ы те пустили их к казначею. Когда же ворота были заперты на замок, крестьяне вломились в них и требовали, чтоб им выдали находящегося в монастыре певчего и конюха, похваляясь убить их, и стояли у монастыря до вечерен. Крестьяне же в последствии объяснили в своей челобитной, что все это архимандрит всклепал на них за то, что они подали в синод жалобу на взятки и беззаконные сборы; для него же, разумеется, было выгодно, вместо всяких оправданий,представить крестьян бунтовщиками. По словам крестьян, они не только не обнаружили никакого непослушания, но даже все время продолжали и продолжают монастырские работы, в доказательство чего сослались на крестьян разных помещичьих и монастырских вотчин и на звенигородских купцов. 24 июня они вовсе не приступали к монастырю и в ворота не ломились, а если бы хотели убить певчего и конюха, то очень легко могли бы это сделать, когда те возвращались в свои дворы.[...]


Вследствие донесения архимандрита в синодальую контору, оттуда были посланы в Саввин-Сторожевски монастырь служители и 40 человек отставных солдат для ареста "пущих заводчиков". Было донесено, будто крестьяне продолжают не слушаться, не дают для проезда команды подвод и главное собрались под монастырем огромную толпой до 2000 человек с думинами, топорами и каменьями, так что команда не смела даже выйти из монастыря. Между тем крестьяне заявляют в своей челобитной, что при аресте 3-х их товарищей ими не было оказано никакого сопротивления, а собрались они большою толпою потому, что были созваны самими монастырскими властями. В то время, когда синодская команда находилась в монастыре, власти назначили на работы почти поголовно всех своих крестьян мужского и енского пола Рузского и Звенигородского уездов для копания пруда, косьбы и уборки сена; поэтому и явилось одних мужчин более 2000 человек с косами, вилами, граблями, заступами и носилками. По приходе к монастырю, все они попросили казначея и приказного Тихонова, чтоб им определили смотрителей и десятских, но те велели ждать и никуда не отлучаться. Крестьяне расположились на лугу и на берегу пруда[...] они не раз требовали назначения на работу, но им все приказывали ждать под предлогом, что еще не получено распоряжения от архимандрита. Крестьяне жаловались звенигородскому воеводе и бургомистру на словах, так как письменных заявлений никто ни за какие деньги не соглашался им составить. [...] Их продержали близ монастыря 6 дней, хотя они продолжали жаловаться светским властям. [...]


Для выручки будто бы находящейся в осаде команды и арестования виновных был отправлен отряд около 150 человек под начальством капитана Титова. Когда он приблизился 25 июля 1760 года к монастырю, крестьяне самым мирным образом, по свидетельству капитана, работали на лугу, находящемся около 1,5 версты. На требование капитана явиться для выслушивания указа они отвечали:

-Нам с работы идти к монастырю незачем, - и так на нас от архимандрита и от посланной синодской команды показана напраслина, будто мы вокруг монастыря стоим в великом азарте. и крике, и воровском собрании; нам к монастырю идти резона нет.

На другой день капитан собрал свой отряд, да около 100 человек понятых и до 50 монастырских служителей и с примкнутыми у солдат штыками и с барабанным боем двинулся на луш. Крестьяне долго не хотели собираться в одну толпу и продолжали сенокосную работу. Когда же они сошлись, то по прочтении указа из конторы сената, начались аресты по списку, в котором было обозначено 40 человек. Было уже селано 10 арестов и все шло мирно, когда по рассказу крестьян, ненавистный им приказный Тихонов с товарищами начали захватывать и не означенных в списке. Тогда крестьяне кинулись на команду и требовали, чтобы им выдали Тихонова с помощниками и возвратили арестованных, говоря, что если они виноваты, то виноваты все, а зачинщиков и возмутителей у них нет. По словам Титова, они требовали еще указа за подписью государыни. Когда двое из команды были ранены, Титов приказал солдатам выстрелить сначала пыжами, а потом пулями, и в то же время стал ретироваться к монастырю. Из 12 человек арестованных толпа успела отбить восьмерых, но за то из крестьян было убито трое, да ранено около 30, а из военной команды было ранено 13, в том числе один прапорщик.

Продолжение этой истории было самое обыкновенное. Крестьянам была поставлена на постой еще более многочисленная команда; начались обычные взятки и поборы. Кроме денег приходилось тащить на потребу военных и их лошадей сено, овес, мясо, птиц, соленую и свежую рыбу, покупать сальные и восковые свечи, писчую бумагу, чай и сахар. Челобитные крестьянам никто не соглашался писать ни за какие деньги, "опасаясь архимандрита", так как семь священников и двое дьячков, написавших для них заявления о том, как в действительности произошло столкновение с монастырскими властями и командою, были, по словам крестьян, забраны в Москву в синодальную контору и долго держались под арестом. Всего любопытнее, что крестьяне аккуратно продолжали работать и вносили сборы в монастырь, в чем и имели квитанции, а только били челом в синод на злоупотребления архимандрита. Около 100 человек, отправленных в разное время для подачи жалобы, были арестованы и содержались в Саввино-Сторожевском монастыре, а другие в Москве в различных местах. Военными командами было арестовано 79 человек, из которых 12 умерло в тюрьме. Если верить крестьянам, архимандрит присылал к ним с предложением мириться, но они не согласились: этого, - говорят они в челобитной, - "по правости нашей учинить ни по каким правам не можно".


(окончание следует)

PS В дальних планах у меня взять, если получится, в РГАДА документы о этих событиях, и посмотреть, не засветились ли там имена моих предков.
Tags: история, родня
Subscribe

  • Scherzo

    Закон суров, и судья, следуя букве закона и духу его, приговаривает бродягу к ступальному колесу. Бродяга приговор принимает покорно. Сколько всего…

  • Опять дурацкое

    Как донесла marie_forgeron, на фейсбуке идет стихотворный флешмоб: народ в очередной раз массово сочиняет порошки по мотивам "Евгения…

  • Кроссовер

    ...Конечно это был не флот! Ну какой флот доплывет до Валинора?! Нет, тут было кое-что поинтереснее. Жаль, технология не была до конца отработана...…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment