Макс 509 (chyyr) wrote,
Макс 509
chyyr

Category:

Маленькое замечание, или о Яхвисте и Элохисте

Кстати, пытливый глаз мог заметить в хронологии творения маленькое противоречие с общеизвестным.

В самом деле, по первой главе Бытия, творение живого мира происходило так:
На третий день были сотворены травы и деревья (и земля произвела их - отметим это отдельно; имела место не разработка проекта, а выпуск конечного продукта)
На пятый день были созданы пресмыкающиеся, рыбы, птицы.
На шестой - звери, и гады и скоты земные, а после них - человек.

Если же смотреть на вторую главу Бытия, то окажется, что к шестому дню творения "Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли".
Т.е. трава сотворена (разработана), но пребывает в стадии проекта, на земле ее еще нет. Эту же версию подтверждает пророк Ездра: "[Ты] дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою,  и ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде нежели земля произрастила плоды"(3-я книга Ездры, 3:5)
- а рай, как говорит 2-я глава книги Бытия, был посажен уже после сотворения Адама:  "7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал."

Аналогично со зверями: звери и птицы, представленные Адаму для поименования, были сотворены из земли уже после сотворения человека: "18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей."

Собственно, противоречия эти были замечены давным давно, и, ЕЯПП, классическая не-религиозная трактовка такова, что мы видим перед собой компилляцию из двух независимых почитаемых источников. Составитель имел перед собой (или у себя в голове) два священных текста разного происхождения, которые объединил в одно относительно непротиворечивое повествование. Тексты отличаются не только по содержанию, но и по стилю (обратите внимание, что в русском переводе в первой главе везде стоит "Бог", а во второй - "Господь Бог". Это не случайно: в др.-еврейском оригинале в первоим случае было Элохим, во втором - Яхве)
Tags: веры
Subscribe

  • Астральная математика

    Сижу в зуме, слушаю доклад на кафедральном семинаре и наслаждаюсь. Уж больно красиво докладчица формулирует: "Прозвенел будильник, и мы вышли в…

  • Отгадка

    Отгадка на недавнюю загадку: Можно заметить, что в приведенной строфе довольно необычная рифма: срифмованы звуки, отличающиеся по мягкости: "хруст"…

  • Стереотипы

    В википедии в статье о Зинаиде Гиппиус пассаж: Гиппиус испытывала пристрастие к мужской одежде, мужским псевдонимам, мужскому лирическому «я» в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment